Итак, в следующие майские праздники я продолжал исследовать провинциальные японские музеи, угодив на этот раз в музей префектуры Яманаси, это примерно 150 км. к югу от Токио. Говоря коротко и примитивно, этот музей понравился мне гораздо больше, чем его собрат из Ибараки. Внешне музеи очень похожи (уж не типовой ли проект?), но коллекция Яманаси гораздо богаче, так как там есть два зала французской живописи, а в них - несколько отличных работ Жана-Франсуа Милле. Это, похоже, главная «фишка» музея, недаром портрет Милле красуется на фасаде здания. Но в постоянной коллекции не только он, но несколько близких ему по эпохе и по духу соотечественников: Коро, Курбе, Дюпре, Бретон, де ла Пенья и неведомый мне доселе Констант Тройон – настоящий корифей в изображении коров. В-общем, я вдоволь налюбовался на барбизонские пейзажи и в хорошем настроении перешел к осмотру временной выставки.
Жюль Бретон (1827-1906). Утро | Констан Тройон (1810-1865) | Касаматсу Широ (1898-1991) Ночной дождь |
Она тоже оказалась весьма качественной и интересной. На ней были представлены японские тенебристы, то есть художники, любящие изображать свет, его тени и отражения. Вот так я понял значение этого термина. Устроители выставки нашли множество классных образцов японского тенебризма, начиная с ранних мастеров укие-ё. Но все-таки главным шедевром выставки была не японская картина, а великолепный «Курильщик» Жоржа де Латура.
Вверху: Жорж де Латур (1593-1652). Курильщик.