Проблема информационной безопасности образовательного учреждения превращается в последнее время из гипотетической во вполне реальную. Количество угроз растет с каждым днем, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени должны изменяться и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
Вот поэтому-то обеспечение информационной безопасности учебного процесса, в том числе непрерывного функционирования компьютерных и информационных ресурсов, является весьма важной для его качества.
Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе
• Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) путем установки антивирусной программы.
• Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.
• Установлены соответствующие пароли на персональные ЭВМ
• Использован контент-фильтр «Интернет Цензор», для фильтрации сайтов по их содержимому.
Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:
Ст. 16 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях по защите информации»
Федеральный закон № 152-ФЗ РФ «О персональных данных» - обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.
Федеральный закон РФ №266 «О внесении изменений в ФЗ "О персональных данных"»
Концепция информационной безопасности детей
Классификатор-информации-распространение-которой-запрещено-в-соответствиизаконодательством-РФ
«УТВЕРЖДЕНО»
Распоряжением по Школе
от 14 апреля 2017 года, №25
ПОЛОЖЕНИЕ
о контентной фильтрации сети Интернет
в специализированном структурном образовательном подразделении – средней общеобразовательной школе с углубленным изучением
иностранного языка при Посольстве России в Японии
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»,Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ, Информационного сообщения Роскомнадзора "Рекомендации средствам массовой информации по применению Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (вместе с "Рекомендациями по применению Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"), Письмом МОиН РФ от 28.09.2011 г. № АП-1057/07 «О Правилах подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет»,
2. Настоящие Положение регулируют условия и порядок использования сети Интернет в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Японии (далее – Школа) через имеющиеся в ОО аппаратные ресурсы учащимися, педагогами и сотрудниками Школы.
3. Настоящее Положение имеют статус локального нормативного акта Школы.
4. Использование сети Интернет в Школе подчиненно следующим принципам:
- соответствия образовательным целям;
- способствования гармоничному формированию и развитию личности;
- уважения закона, авторских и смежных прав, а также иных прав, чести и достоинства других граждан и пользователей сети Интернета;
- приобретения новых навыков и знаний;
- расширения применяемого спектра учебных и наглядных пособий;
- социализации личности, введения в информационное общество.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ШКОЛЕ
1. Использование сети Интернет в Школе возможно исключительно при условии ознакомления и согласия лица, пользующегося сетью Интернет в Школе, с настоящими Правилами. |
2. Директор Школы является ответственным за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет в Школе, а также за внедрение соответствующих технических, правовых и других механизмов |
3. Во время занятий контроль за использованием учащимися сети Интернет в соответствии с настоящим Правилами осуществляет педагог, ведущий занятие. |
Педагог:
- наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет учащимися:
- запрещает дальнейшую работу учащегося в сети Интернет в случае нарушения им настоящих Правил и иных нормативных документов, регламентирующих использование сети Интернет в Школе;
- принимает предусмотренные настоящими Правилами и иными нормативными документами меры для пресечения дальнейших попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, несовместимых с задачами образования.
4. Во время использования сети Интернет для свободной работы контроль за использованием сети Интернет осуществляет лицо, назначаемое директором Школы (далее - сотрудник образовательного учреждения, отвечающий за использование преподавателями и обучающимися доступа к сети Интернет).
Сотрудник Школы, отвечающий за использование преподавателями и обучающимися доступа к сети Интернет:
- определяет время и место для свободной работы в сети Интернет учащихся, педагогов и сотрудников Школы с учетом использования соответствующих технических мощностей в образовательном процессе, а также длительность сеанса работы одного человека;
- наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет учащимися;
- запрещает дальнейшую работу учащихся в сети Интернет в случае нарушения ими настоящих Правил и иных нормативных документов, регламентирующих использование сети Интернет в Школе;
- не допускает учащегося к работе в Интернете в предусмотренных настоящими Правилами случаях;
- принимает предусмотренные настоящими Правилами и иными нормативными документами меры для пресечения дальнейших попыток доступа к ресурсу (группе ресурсов), несовместимых с задачами образования.
Школа обеспечивает наличие системы контентной фильтрации, блокирующей поступление информации, несовместимой с задачами образования и негативно влияющей на развитие несовершеннолетних. При использовании сети Интернет в Школе осуществляется доступ только на ресурсы, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и не является несовместимым с целями и задачами образования и воспитания учащихся. Проверка такого соответствия осуществляется с помощью программы контентной фильтрации, установленной в Школе на каждой из точек доступа в сеть Интернет. В случае некачественной работы данной системы, допускающей доступ несовершеннолетних к негативной информации, Школа вправе произвести инсталляцию другого программного обеспечения, обеспечивающего полную фильтрацию ресурсов сети Интернет.
5. Принципами размещения информации на Интернет-ресурсах Школы являются:
- соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, интересов и прав граждан;
- защита персональных данных учащихся, педагогов и сотрудников;
- достоверность и корректность информации.
6. Персональные данные об учащихся (фамилия и имя, класс, возраст, фотография, место жительства, телефоны и иные контакты, иные сведения личного характера) могут размещаться на Интернет-ресурсах Школы только с письменного согласия родителей или иных законных представителей учащихся. Персональные данные педагогов и сотрудников Школы размещаются на Интернет-ресурсах школы только с письменного согласия педагога или сотрудника, чьи персональные данные размещаются.
7. В информационных сообщениях о мероприятиях на сайте Школы без согласия лица или его законного представителя могут быть упомянуты только фамилия и имя обучающегося либо фамилия, имя и отчество педагога, сотрудника, родителя.
III. ПРОЦЕДУРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Использование сети Интернет в Школе осуществляется исключительно в целях образовательного процесса. В рамках развития личности, ее социализации и получения знаний в области сети Интернет и компьютерной грамотности лицо может осуществлять доступ к ресурсам не образовательной направленности.
2. По разрешению сотрудника Школы, отвечающего за использование педагогами и учащимися доступа к сети Интернет, учащиеся (с согласия родителей, законных представителей), педагоги и сотрудники вправе:
- размещать собственную информацию в сети Интернет на Интернет-ресурсах Школы;
- иметь учетную запись электронной почты на Интернет-ресурсах Школы.
3. Учащемуся запрещается:
- находиться на ресурсах, содержание и тематика которых является недопустимой для несовершеннолетних и/или нарушающей законодательство Российской Федерации (эротика, порнография, пропаганда насилия, терроризма, политического или религиозного экстремизма, национальной, расовой и т.п. розни, иные ресурсы схожей направленности);
- осуществлять любые сделки через Интернет;
- осуществлять загрузки файлов на компьютер Школы без разрешения сотрудника Школы, отвечающего за использование педагогами и учащимися доступа к сети Интернет;
- распространять оскорбительную, не соответствующую действительности, порочащую других лиц информацию, угрозы.
4. Сотрудник Школы, отвечающий за использование педагогами и учащимися доступа к сети Интернет, проверяет, является ли данный учащийся допущенным до самостоятельной работы в сети Интернет.
5. При случайном обнаружении лицом, работающим в сети Интернет, ресурса, содержимое которого несовместимо с целями образовательного процесса, он обязан незамедлительно сообщить о таком ресурсе сотруднику Школы, отвечающего за использование преподавателями и обучающимися доступа к сети Интернет, с указанием его URL и покинуть данный ресурс.