Праздник Первомая я провел в 120 километрах к северу от Токио, в центре префектуры Ибараки. Там, на берегах симпатичного озера Сэнба, находится, во-первых, местный музей современного искусства, и, во-вторых, Кайракуэн - один из трех так называемых Знаменитых парков Японии. Знаменитыми эти парки называются потому, что идеально соответствуют всем требованиям древнего японского паркового искусства. Не скажу, что был поражен этим парком до глубины души, но место на самом деле очень красивое, и я целых три часа посвятил прогулке вдоль озера и по парковым аллеям.
Музей похож на многие провинциальные японские музеи. Они все, как правило, двухэтажные, имеют кубическую форму, внушительные размеры, большие и светлые внутренние пространства, высокие фойе с парадной лестницей, всегда очень цивильные ресторан и музейный магазин. И все сверкает, все ухожено, включая вышколенных девчонок за стойкой и в залах (музейных бабушек, как у нас, я здесь никогда не видел). Музейная коллекция живописи начинается с трех небольших картин Моне, Сислея и Писарро, призванных, видимо, придать собранию респектабельность. Сколько же они написали, эти импрессионисты, уму непостижимо! В японской части коллекции ничего интересного для себя я не нашел, как, впрочем, и во временной выставке работ американского художника 20-го века Бена Шана. Он был левых взглядов и писал много плакатов и картин антибуржуазного характера в лаконичном и экспрессивном стиле.
Клод Моне. Грот в Порт Демуа | Бен Шан. Французские рабочие |