Японское влияние на западноевропейскую живопись рубежа 19-20 веков (так называемый «японизм») является, судя по всему, предметом японской гордости и довольно частой темой токийских выставок. Осенью прошлого года мы смотрели в Национальном центре искусств на Роппонги «японские» картины Ван Гога, а сейчас посетили отличную выставку из Бостонского музея (который, оказывается, второй по величине и значению на всем Западном полушарии после Нью-Йоркского Метрополитена).
Экспозиция разместилась в залах музея изящных искусств токийского района Сетагайя. Прекрасный, кстати, музей, хоть и не центральный – просторный, современный, расположенный в большом и живописном парке. И выставка впечатлила. Листы великих японских граверов Хокусая, Хиросиге и Утамаро соседствовали с произведениями корифеев импрессионизма и постимпрессионизма (Матисс, Писарро, Тулуз-Лотрек, Ренуар, Гоген, и это еще не полный список). Где-то японское влияние было очевидным, где-то не очень, но в целом богатейшая получилась экспозиция! Народу было полно, большинство работ приходилось смотреть, двигаясь в очереди. Главная картина, размещенная и на афишах, и на билетах – великолепная «Японка» Клода Моне (портрет его жены Камиллы в японском костюме).
![]() |
![]() |
Хиросиге Утагава (1797-1858 | Камиль Писарро (1830-1903) |